В библиотеках России хранится более 2 млрд. книг, газет, журналов и других документов, ежегодно читателям выдается около 1,5 млрд. документов. При этом степень доступности документа во многом определяется степенью его сохранности.
Хорошая сохранность фондов не может быть обеспечена без соблюдения санитарно-гигиенического режима. Содержание документов и хранилищ в чистоте достигается с помощью следующих мероприятий:
Проводя все вышеназванные мероприятия, мы, так или иначе, имеем дело с пылью. Подсчитано, например, что ежегодно на территорию США оседает 43 млн. тонн пыли. Причем примерно 70 % — естественного происхождения, а остальные 30 % — результат деятельности человека.
По количеству образуемой пыли ее главные естественные источники можно распределить следующим образом:
Окружающая среда влияет на формирование среды в помещениях вследствие постоянного процесса воздухообмена. Загрязнение городского воздуха неизбежно сопровождается проникновением содержащихся в нем примесей в помещения. При этом наблюдается вполне определенная корреляция между наружной и внутренней концентрациями веществ как газового, так и пылевого (аэрозольного) характера. В зависимости от типа зданий и их герметичности содержание примесей в воздухе помещений может составлять от 25 до 80 % от количества примесей в наружном воздухе. При понижении температуры на улице от +5 °С до -30 °С поступление наружного воздуха в помещения возрастает на 40—100 %.
Чаще всего пыль представляет собой смесь твердых веществ различного происхождения: порошкообразных частиц и волокон различного размера и формы. Рассматривая пыль под микроскопом, можно обнаружить клетки микроорганизмов, остатки насекомых, пыльцу растений, волосы, шерсть, кожные чешуйки, песчинки, частички различных материалов, бумажные волокна, остатки пищевых продуктов.
Пыль состоит из различных частиц, но преобладают крохотные пылинки: их до 80 %. Основная масса волокон библиотечной пыли имеет длину 1—5 мм и толщину 10—60 мкм.
Находящиеся в воздухе помещений частицы размером более 10 мкм быстро оседают и скапливаются на горизонтальных поверхностях. От них избавляются при уборке. Пылинки от 0,2 до 5 мкм находятся в воздухе в течение нескольких дней, а частицы величиной менее 0,1 мкм практически не оседают. При исследовании дисперсного состава бытовой пыли обнаружено, что как в нижнем слое (0,5 м от пола), так и в зоне дыхания человека ( 1,5—1,8 м от пола) в воздухе преобладают пылевые частицы размером 0,4—3,2 мкм (до 85 %). Поэтому даже в убранном дочиста помещении все пронизано мельчайшей пылью. Эта так называемая естественная фоновая нагрузка достигает 20 мкг/м3.
Частицы меньше 1 мкм внутри и вне помещений составляют соответственно 85 и 75 %. Средний диаметр твердых частиц и наружного воздуха, и воздуха внутри помещений приблизительно равен 0,6 мкм.
Размер гранул пыльцы растений составляет 10—50 мкм, частичек с аллергенами домашних пылевых клещей — 10—40 мкм, спор плесени — 1,5—20 мкм, бактерий — 0,5—5 мкм, вирусов — 0,2—3 мкм, частицы в табачном дыме — 0,01—0,2 мкм. Это обычные размеры частиц пыли, присутствующей в книгохранилищах библиотек.
Продолжительность нахождения частиц в воздухе определяется их размером и весом. Скорость их оседания в неподвижном воздухе по данным некоторых авторов представлена в табл. 1. *
Таблица 1 Скорость оседания частиц
|
Например, в США Агентством охраны окружающей среды установлен стандарт качества наружного воздуха на содержание в нем взвешенных частиц. В соответствии с этим стандартом допустимая концентрация составляет 75 мкг/м3 (среднее геометрическое за год).
По данным Российской Академии медицинских наук воздух в помещениях в 4—6 раз запылен более наружного. Среднесуточное содержание пыли в воздухе хранилищ не должно превышать 0,15 мг/м3. За сутки мы вдыхаем вместе с воздухом в среднем 2 столовые ложки пыли, а за год — около 2 кг мелкой пыли.
При изучении содержания пыли в жилых помещениях современных типовых квартир в Киеве выявлено, что в воздухе квартир содержится в среднем 0,5 мг/м3 взвешенной пыли. Превышение ПДК (0,15 мг/м3) обнаружено в 75 % случаев. В 29 % случаев ПДК была выше в 5 раз. При этом средние концентрации пыли в максимально разовых пробах в наружном атмосферном воздухе колебались в пределах 0,2—0,4 мг/м3.
Высокую запыленность имеют помещения, расположенные на нижних этажах зданий, по сравнению с помещениями верхних этажей, а также те, окна которых ориентированы на проезжую магистраль.
Возможность проникновения бактериального загрязнения в жилища была исследована на модели бактериофага. При распылении бактериофага в приоконных зонах он улавливался во всех исследуемых квартирах с закрытыми окнами.
Кроме наружного воздуха источниками пыли в помещении могут служить курение, а также наличие ковровых покрытий, которые аккумулируют пыль и грязь. Поэтому в книгохранилищах не разрешается использование ковров.
Следует обращать внимание не только на количество пыли в воздухе, но и учитывать запыленность самих документов, поскольку пыль — одна из причин физического, химического и биологического повреждения документов. Минеральная пыль, такая как, например, сажа или побелка, опасна из-за своего истирающего действия на целлюлозные волокна бумаги, которое приводит к снижению механической прочности бумаги. Пыль поглощает из воздуха вредные газы (например, диоксид серы) и, оседая на бумаге, способствует ее разрушению.
В состав уличной пыли г. Урбана (США) входит почти треть элементов периодической таблицы. Марганец, цинк, барий, никель, стронций занимают первые места в этом списке из 35 элементов.
Анализ бытовой пыли показал, что она содержит около 60 % органических веществ и 40 %неорганических. В больших количествах в ней обнаружены кремниевые соединения (25,5 %), оксиды алюминия (2,4 %), железа (1,5 %). Наряду с органическими компонентами пыль содержит многие металлы, в том числе цинк и хром в количестве менее 0,05 %, а также в следовых количествах (менее 0,005 %) свинец, медь, олово, никель, цирконий, молибден, ванадий, кобальт, бериллий.
В пыли, собранной в хранилищах РНБ, обнаружено 18 металлов (табл. 2). Наибольшее количество приходится на долю алюминия, железа, кальция, кремния.
Таблица 2 Химический состав пыли, собранной в кнш охрами пинах РНБ
|
Сравнение состава пыли, собранной в двух книгохранилищах РНБ и бытовой, показало, что доминирующими металлами во всех образцах пыли являлись кремний (2,2—36,1 %) и кальций (0,69—3 %), заносимые в помещения в виде песка. В меньшем количестве (0,22—1,1 %) обнаружены железо, магний, натрий и алюминий.
Отметим, что наличие в пыли таких металлов, как железо, медь, марганец может вызывать усиление деструкции бумаги. Попадая на бумагу, пыль прочно на ней удерживается, трудно удаляется, является одной из причин ее ускоренного старения. Поскольку пыль обладает высокой гигроскопичностью, то, находясь на поверхности книг, она повышает их влагосодержание, что, в свою очередь, может привести к биоповреждению документов.
Рассматривая пыль с точки зрения микробиологической опасности для документов, подчеркнем, что существует прямая зависимость между запыленностью воздуха и его зараженностью спорами грибов. От 3 до 46 % пылевых частиц являются носителями микроорганизмов.
В 1 г пыли жилых помещений может находиться до 70 млн. микроорганизмов. Микробиологический анализ пыли, собранной в фондах нашей библиотеки, показал, что в 1 г пыли содержалось от 15 тыс. до 90 тыс. микроорганизмов.
Пыль, покрывающая документ, содержит целый ряд питательных для микроорганизмов веществ. Это необходимые для развития плесневых грибов азот и фосфор, а также металлы железо и магний, требующиеся для функционирования ферментных систем микроорганизмов. Причем считается, что количества указанных элементов в пыли достаточно для биохимической деятельности микроскопических грибов.
Документы в книгохранилищах имеют разную степень запыленности из-за различных условий хранения. Для получения количественных данных о присутствии пыли на документах в фондах РНБ обследовали «открытые» и «закрытые» поверхности документов. К «открытым» поверхностям относили участки верхних обрезов или обложек, выступающие за пределы полок, на которых находились обследуемые книги. «Закрытыми» участками считали обрезы и обложки документов, не выступающие за пределы полок.
Исследования показали (табл. 3), что за один год на незащищенных полками (открытых) участках документа может оседать в среднем около 12 мкг пыли на 1 см2 (то есть 0,12 г/м2), а на поверхностях документов, находящихся на полках, — в 3 раза меньше.
Таблица 3
Сравнительный анализ количества пыли на различных участках документа
t, мес. | За t, мес. | В пересчете на 12 мес. | Среднее за 12 мес. | За t, мес. | В пересчете на 12 мес. | Среднее за 12 мес. |
3 | 3,6 | 14,4 | 0,8 | 3,3 | 4,3 | |
4 | 3,7 | 11,2 | 12,2 | 1,9 | 5,7 | |
6 | 6,2 | 12,4 | 2,6 | 5,2 | ||
9 | 8,2 | 10,9 | 2,3 | 3,1 |
Активная деятельность людей в фондах вызывает увеличение уровня пыли как в воздухе, так и на документах. Анализ запыленности документов в Отделе газет РНБ показал, что при перемещении фонда в течение года на «открытых» участках накапливается в 2—3 раза пыли больше.
Для сравнения отметим, что за год в квартире на каждом 1 м2 накапливается около 3 г пыли, а на территорию Мюнхена (Германия) оседает около 8,7 г пыли на 1 м2, что соответственно в 25 и 73 раза выше, чем на «открытых» участках документов в книгохранилище.
При хранении на разных частях документа оседает разное количество пыли (табл. 4). Больше всего пыли скапливается на горизонтальных поверхностях, это в основном верхние обрезы книг, а при хранении документов больших форматов (подшивки газет) это верхние крышки переплетов.
Таблица 4
Количество пыли на разных частях документа
|
Для определения запыленности документов и качества их обеспыливания применяли специальную методику, разработанную в ФЦКБФ для библиотек и архивов, которая позволяет определить количество пыли (мкг/ см2), находящейся на поверхности.
При оценке степени обеспыливания старых или достаточно запыленных документов отмечено, что однократное обеспыливание снижает количество пыли на 35—45 %. Повторная приводит к уменьшению оставшегося количества пыли еще на 40—60 %. Таким образом, даже при тщательном обеспыливании полностью убрать пыль не удается, поскольку за время хранения документов она глубоко проникла в обрезы документов.
Чтобы избежать глубокого проникновения пыли внутрь документа, обрабатывать документы следует не реже, чем один раз в 1—2 года.
Санитарно-гигиенический режим предусматривает ежедневную влажную или сухую (пылесосом) уборку хранилищ. В небольших по объему помещениях влажная уборка может вызывать повышение влажности воздуха, что необходимо учитывать особенно при близких к норме значениях относительной влажности воздуха. Если в хранилище влажность воздуха высокая (более 55—60 %), то для влажной уборки целесообразнее пользоваться хорошо отжатой тканью, а для сухой — пылесосом. Следует обращать внимание на то, чтобы выходящий из пылесоса поток воздуха не поднимал пыль с еще не убранных поверхностей.
Во время санитарных дней обязательно более тщательно убирать помещения: удалять скопление пыли и мусора в труднодоступных для уборки местах, то есть по углам, в щелях, под стеллажами, а также мыть подоконники, осветительные и отопительные приборы.
Кроме уборки книгохранилищ необходимо обеспыливать фонды, то есть удалять пыль с документов. Обеспыливание документов начинают с верхних полок стеллажа, тщательно отжатой тканью, не размазывая и не втирая пыль в документ. При высокой запыленности документа сначала пыль можно удалить пылесосом, а затем влажной тканью.
Санитарно-гигиенический режим хранения документов характеризуется состоянием как воздушной среды, так и различных поверхностей (пол, стены, потолок, стеллажи, документы) в книгохранилище. Поэтому необходимо регулярно контролировать качество воздуха в хранилище: проверять концентрацию вредных примесей, в том числе и пыли, а также оценивать его микробиологическое состояние. Кроме этого, важно просматривать документы (выборочно) с целью выявить биоповреждение. При обнаружении пораженных микроорганизмами документов их изолируют и выполняют их дезинфекционную обработку в специальном помещении.
ГОСТ рекомендует проведение микологического обследования состояния фондов два раза в год, а при необходимости и чаще. Однако для получения полной картины этого недостаточно, необходим постоянный мониторинг, по возможности не реже, чем один раз в месяц.
При оценке состояния поверхностей в хранилище следует отмечать целостность напольного покрытия, шелушение, трещины, темные пятна плесени на стенах и потолке, присутствие пыли на документах, осветительных и отопительных приборах и т. д. Исходя из полученных результатов, принимают меры для устранения выявленных нарушений.