Авария в библиотеке, независимо от причины ее возникновения, как правило, неожиданна и приводит к повреждению и утрате документов. Поэтому существенной частью программы обеспечения сохранности фондов, которая должна выполняться библиотекой любого типа, является планирование мероприятий на случай бедствия. Составленный и проработанный план позволит эффективно реагировать на аварийную ситуацию, предотвратить или свести к минимуму возможный ущерб.
Многие библиотеки работают так, будто аварии, бедствия — малые или большие — не могут произойти у них. Но, к сожалению, статистика говорит обратное: возможность катастрофы не следует исключать никогда.При планировании профилактических мероприятий обращают внимание на следующее:
особенности географической зоны, в которой находится библиотека, в частности возможность стихийных бедствий в данной зоне;
конструкционные особенности здания библиотеки (наиболее «уязвимые» места, представляющие угрозу режиму хранения документов — кровля, стены, подвальные и чердачные помещения и т. п.);
состояние водопроводной и отопительной системы, системы пожаротушения;
наличие системы оповещения сотрудников (список сотрудников с указанием адресов, служебных и домашних телефонов);
список адресов и телефонов организаций — возможных участников действий во время аварий и при ликвидации ее последствий;
возможность организации временных систем связи и снабжения электроэнергией;
наличие транспорта;
осведомленность заведующих фондами или ответственных хранителей о местонахождении документов, подлежащих первоочередному спасению;
обучение персонала работе на случай возникновения аварийной ситуации;
выделение лиц, ответственных за каждый вид планируемых работ;
наличие вспомогательных материалов, инвентаря, оборудования, необходимых в случае возникновения аварии или стихийного бедствия;
наличие инструкций по выполнению работ волонтерами;
размещение плана здания и помещений, где находятся отдельные фонды, в каждом хранилище.
Каждая библиотека разрабатывает план действий в зависимости от конкретных условий. При любом бедствии на первом месте — безопасность людей. Затем вступает в силу определенный порядок спасения фондов. Приоритет, безусловно, отдается каталогу. В идеальном варианте каталог, инвентарные списки, регистрационные и некоторые административные документы должны иметь копии, хранящиеся вне здания библиотеки. Первоочередность спасения книжных собраний или коллекций не должна диктоваться только их ценностью, важно учитывать их уязвимость по отношению к различным факторам, сопутствующим аварии.
Несмотря на то что бедствия и ликвидация их последствий разыгрываются по различным сценариям, конечным результатом почти всегда является повреждение водой или водой и огнем. Как правило, вопрос «что делать?» звучит после того, как бедствие произошло. Предупредить его и, если оно все-таки произошло, в значительной степени уменьшить ущерб позволяют профилактические и заранее спланированные меры.
Прежде всего следует с помощью строительных организаций и технических служб библиотеки своевременно выявить дефекты здания, технических коммуникаций, систем пожарной безопасности, которые могут стать причиной аварии. Руководствоваться следует действующими СНиП, ГОСТ 7.50-2002 «СИБИД. Консервация документов. Общие требования».
Следующий этап — общее обследование фондов. В ходе обследования оценивают условия хранения (температура и относительная влажность воздуха, состояние воздушной среды, соответствие условий хранения действующему стандарту), а также объем и характер повреждения поврежденных документов.
К документам повышенного риска относят:
хранившиеся ранее и хранящиеся в неблагоприятных условиях и имеющие повреждения;
на мелованной бумаге;
на окрашенной неводостойкой бумаге;
с надписями и рисунками неводостойкими красками, чернилами, химическим карандашом.
Основные виды чернил XIX—XX вв. не водостойки, поэтому архивные документы данного периода с текстом, выполненным чернилами, наряду с редкими и ценными выделяют в особые группы. Местоположение тех и других отмечают на планах здания и книгохранилища, находящихся у ответственных хранителей, с целью первоочередного спасения.
Рукописные и печатные книги от начала их появления и до середины XIX в. изготовлены преимущественно на долговечной бумаге, содержащей хлопковые и льняные волокна. При нормативных условиях хранении такие документы остаются в хорошем состоянии на протяжении веков. При попадании в воду бумага значительно увеличивается в объеме. Листы утрачивают упругость, однако сохраняют прочность во влажном состоянии. Состав бумаги способствует развитию плесневых грибов, которые появляются на влажной бумаге при температуре 21 °С и относительной влажности воздуха 70 % уже через 1,5—2 суток после намокания. В результате поражения грибами листы могут соединиться в трудноразделимый блок, возможны утраты фрагментов и листов.
Документы конца XIX—XX вв. написаны и напечатаны в подавляющем большинстве на бумаге из сульфитной целлюлозы и древесной массы. В различном сочетании данные компоненты входят в состав писчей и типографской бумаги. Такая бумага меньше набухает, быстрее высыхает, чуть медленнее повреждается плесневыми грибами, однако быстро утрачивает прочность во влажном состоянии и легко рвется. Мелованная бумага содержит в покровном слое связующие, благодаря которым намокшие листы при высыхании соединяются (склеиваются) поверхностями в единый блок.
Бумага и материалы переплета адсорбируют воду в количестве, примерно равном 60—70 % их массы. В результате намокания переплет деформируется и отстает от книжного блока. Считается, что наиболее подвержены повреждению плесневыми грибами переплеты из кожи и пергамена. Однако современные переплетные материалы в указанных условиях так же быстро деформируются и повреждаются грибами.
Документы, ламинированные лавсановой пленкой с полиэтиленовым подслоем или полиэтиленовой пленкой, обычно хорошо переносят перепады температуры и влажности воздуха и увлажнение. Однако длительное пребывание в воде может привести к расслоению документа изнутри, по бумаге. При сушке ламинированных документов на воздухе следует удалить влагу с поверхности. Процесс идет медленно, поскольку слой пленки замедляет высыхание.
В значительной степени защищены от воздействия влаги инкапсулированные документы. Для инкапсулирования документ (как правило, листовой) укладывают между двумя листами лавсановой пленки, края пленки соединяют с помощью ультразвука с трех либо с четырех сторон. Технология позволяет при необходимости легко освободить документ, если намокание все же произошло.
Размеры аварии, продолжительность пребывания в воде, температура и относительная влажность окружающего воздуха значительно линяют на степень повреждения документов. При ликвидации последствий аварии температуру и влажность воздуха в помещении необходимо максимально понизить и максимально сократить длительность пребывания документов в воде. Исключение составляют документы на мелованной бумаге, если нет возможности заняться ими немедленно. Между всеми листами такого документа необходимо проложить бумагу, хорошо впитывающую влагу. В противном случае при высыхании листы слипнутся и образуют единый блок.
Эффективность спасения документов в аварийной ситуации зависит в первую очередь от скорости сушки, поскольку для пострадавших от воздействия воды материалов основную угрозу представляет поражение микроорганизмами. Существуют и используются различные варианты сушки.
Самой доступной, но непроизводительной является диффузионная сушка: между влажными страницами книги прокладывают листы гигроскопичной бумаги, заменяя на сухие по мере увлажнения. В качестве вспомогательной лучше всего применять фильтровальную, а при ее отсутствии любую хорошо впитывающую воду чистую (без текста) бумагу типа писчей, газетной, типографской.
Возможна конвективная сушка — обдув документов нагретым воздухом. Для этого с помощью приборов (тепловентиляторов в пожаробезопасном исполнении, промышленных фенов и т. п.) обеспечивают циркуляцию теплого воздуха в зоне сушки. Оборудование должно находиться на таком расстоянии от документов, чтобы поток воздуха не мог их повредить. Разновидностью конвективной сушки является так называемая пространственная сушка, которая возможна в том случае, если документы только увлажнены. Они остаются свободно размещенными на стеллажах (не должны быть плотно прижаты друг к другу). Сушка помещения со всем его содержимым осуществляется путем циркуляции больших объемов воздуха, нагретого мощными калориферами. Диффузионную сушку иногда совмещают с конвективной.
Реже применяют сушку радиационную (инфракрасными излучателями) и радиационно-конвективную.
В практике Российской национальной библиотеки при ликвидации последствий аварий весьма эффективно использовали камеру высокочастотной установки ВЧД 10/13. Сушка в поле токов высокой частоты предназначена для влажных, но не мокрых документов. Процесс требует строго соблюдения технологии, поэтому обработку документов может выполнять человек, подготовленный для работы с камерой.
Помещение, куда переправляют поврежденные водой книги, должно быть вентилируемым, иметь электрические розетки.
Для работы с документами целесообразно установить столы, стеллажи, полки, на которых расставляют влажные книги. Если объем поврежденных документов слишком велик, и ясно, что в течение трех-пяти дней с сушкой не справиться, необходимо заморозить намокшие документы. В противном случае массовая микробиологическая атака неизбежна. Реальная возможность в наших условиях спасти документы — использование морозильных камер хладокомбинатов. Специалисты рекомендуют быстрое замораживание в потоке воздуха при температуре 30—40 °С. Замораживание гарантирует стабильность бумаге поврежденных книг, дает время для оценки ситуации и принятия взвешенных решений. Документы можно хранить в таком состоянии до тех пор, пока появится возможность их высушить.
Достаточно широко известен способ размораживания, при котором лед переходит из твердого состояния в газообразное, минуя жидкое — сублимационная сушка. Сублимация влаги происходит и при атмосферном давлении и под вакуумом. Для высушивания документов при нормальном давлении требуется только морозильная камера. Процесс длится в течение 3—4 недель. Можно реализовать процесс в естественных условиях в зимнее время (при температуре ниже 0 °С), но для этого потребуется еще большее время. За рубежом признание получила вакуумная сушка с вымораживанием, когда материал высушивается в условиях глубокого вакуума (0,1—0,2 мм рт. ст.). Существует и несколько видоизмененная технология: в процессе вакуумной сушки контейнер с замороженными документами обогревается, и выделяющаяся влага быстро удаляется вакуумированием.
Спасти пленочный материал (микрофильмы, микрофиши) значительно сложнее, чем книгу. Гораздо разумнее предусмотреть хранениестраховых копий отдельно от архивных и рабочих. Изготовление ноной копии потребует меньше затрат. Мокрую пленку не высушивают, а хранят не более 72 ч в емкости с водой, куда добавляют небольшое количество 0,5—1,0 %-го раствора фунгицида для отверждения желатинового слоя. В качестве фунгицида можно использовать формалин. Температура воды не должна превышать 30—35 С. Если в течение указанного времени пленка не попадет в руки специалиста, можно попытаться ее высушить, удаляя воду мягкой тканью. Сушить следует с начала цветные пленки, поскольку они самые нестабильные, затем серебро содержащие, далее диазо- и везикулярные.
Магнитные носители информации особенно уязвимы в условиях повышенной температуры и относительной влажности воздуха. Температура возгорания этих материалов намного ниже, чем других, и сгорают они быстрее. Повреждение водой всегда усилено воздействием механических загрязнений и химических примесей, содержащихсяиней. Именно поэтому даже после определенных «спасательных» процедур записи на магнитных носителях не пригодны для воспроизведения до тех пор, пока не будут восстановлены профессионально.
Воздействие высоких температур при пожаре далеко не всегда уничтожает документы на бумаге и практически всегда приводит к фатальному исходу для фотоматериалов (негативов и отпечатков), пленок (микрофильмов и микрофиш), фонограмм, магнитных записей за исключением тех случаев, когда контейнеры с материалами обеспечены надежной термоизоляцией.
Список использованной литературы
Библиотеки и библиотечное дело в США: комплексный подход / под общ. ред.
B.Попова. М. : Логос, 1992. 294 с.
Бесс П., Далтон С. Планирование действий при стихийных бедствиях в учреждениях, хранящих коллекции // Материалы междунар. обуч. семинара «Библиотеки и архивы в экстремальных ситуациях», 2—6 октября1995 г. (Санкт-Петербург — г. Пушкин). СПб. : Нотабене, 1996. С. 7—16. (Сохранность культурного наследия : Наука и практика / ЛКРД РАН. Вып. 1). Кобякова В. И. Сушка фондов, пострадавших в аварийной ситуации //Там же.
C.83—89.
Кунья Дж. М. Управление консервацией в библиотеках и архивах: цикл лекций в ГПБ (4 декабря1991 г.) : пер с англ. / Фонд возрождения Ленинграда, ГПБ. СПб., 1991.
Nyuksha Yu. P. Disinfection and drying of books by radio-frequency currents//Sauveguardeetconservationdesphotographies,dessins, imprimes etmanuscripts/ARSAG.Paris, 1991. P. 217—221.
SkepastianuМ.,Whiffin J. I. Library disaster planning : prepared for the IFLA Section on Conservation and Preservation/IFLA. The Hage, 1995. 8 p.
Smith R. D. Disaster recovery: problems and procedures : prepr. IFLA gen. conf. Moscow, 1991.22 р
С. А. Добрусина