С повреждением документа — частичной утратой документом эксплуатационных свойств, приводящей в конечном итоге к их полной утрите (разрушению), — хорошо знакомы и библиотекари, и читатели.
Исключить полностью возможность повреждения документа в процессе его хранения и использования, к сожалению, практически невозможно. Даже при идеальных условиях хранения (низкая температура окружающей среды, отсутствие света и загрязненного воздуха, сокращение доступа читателя к документу и т. д.) документ претерпевает изменения, связанные с естественным старением во времени как составляющих его материалов, так и их комплекса — документа в целом. Это относится ко всем без исключения документам. И в первую очередь к выполненным на бумаге, составляющим основной массив документов в библиотеке. Вместе с тем создание идеальных условий хранения в библиотеках России — задача, далекая от решения. В луч шем случае удается хранить документы в нормативных условиях. Для документов на бумаге, коже и пергамене такие условия регламентируются по ГОСТ 7.50-2002 «СИБИД. Консервация документов. Общие требования».
Почему так важно соблюдать режим хранения документов, если j даже в идеальных условиях их нельзя сохранить в первоначальном виде? Дело в том, что повышение (а также частые колебания) температуры и влажности воздуха, воздействие света, особенно ультрафиолетовой части спектра, ускоряют процессы старения. Снижение влажности ниже допустимого уровня вызывает пересыхание материала документа, приводит к ломкости. Ускорению старения способствуют и примеси промышленных отходов, содержащиеся в воздухе городов.
Рассмотрим подробнее изменения бумаги, происходящие при ее старении. Они обусловлены гидролизом и окислением целлюлозы — основного компонента растительных волокон, используемых в производстве бумаги. Эти процессы сопровождаются разрывом целлюлозных цепей, снижением степени полимеризации целлюлозы, повышением кислотности бумаги и, соответственно, снижением ее механической прочности; выцветанием и пожелтением. Повышение кислотности бумаги, в свою очередь, усиливает старение. Но не вся бумага старится одинаково.
В зависимости от вида используемого сырья, наличия компонентов, сопутствующих чистой природной целлюлозе, от обработки сырья и дальнейшего технологического режима производства получают бумагу с различными свойствами. До середины XIX в. ее изготовляли преимущественно из тряпья, состоящего из хлопковых и льняных волокон. Как показала практика и подтверждают исследования, такая бумага наиболее долговечна и достаточно прочна. Документы на «тряпичной» бумаге, как правило, хорошо сохранились в фондах библиотек. Но далее, в связи с расширением производства бумаги и необходимостью ее удешевления в качестве сырья стали использовать древесину, получая из нее разными способами полуфабрикаты: путем сульфитной варки — сульфитную целлюлозу, сульфатной варки — сульфатную целлюлозу, преимущественно механическим измельчением — древесную массу. В древесной массе сохраняются легко окисляемый лигнин и некоторые другие плохо влияющие на качество бумаги «спутники» целлюлозы, в значительной степени удаляемые при варке древесины. Из сульфатной целлюлозы получают прочную и достаточно долговечную бумагу, но документы XX в. написаны и напечатаны на бумаге, содержащей главным образом сульфитную целлюлозу и древесную массу. Бумага из сульфитной целлюлозы значительно уступает и в прочности, и в долговечности бумаге из сульфатной, а добавление древесной массы еще больше снижает значения показателей и их свойств. Примером бумаги, почти полностью состоящей из древесной массы, является газетная — непрочная и недолговечная, быстро желтеющая на свету.
Говоря о старении бумаги, нельзя не затронуть часто встречающееся повреждение, природа которого еще до конца не выяснена. На протяжении многих лет идут споры о природе так называемых фоксингов — желтых и бурых мелких пятен, скопления которых часто покрывают листы гравюр, рисунков, листы и обрезы книг, долго хранившихся в фондах библиотек, архивов и музеев. В последнее время ученые склоняются к тому, что это повреждение вызывается ускорением старения документа и связано с составом бумаги, ее загрязненностью и запыленностью, качеством типографской краски, нарушением режима хранения. Как правило, после удаления фоксинги образуются опять, и это повреждение беспокоит хранителей и реставраторов.
Процессу старения подвержена не только бумага, но и пергамен. Это прочный и долговечный материал, но в результате старения он трансформируется, приобретает хрупкость, иногда прозрачность. Пергамен обладает очень высокой гигроскопичностью, чувствителен к воздействию тепла и влаги. Поэтому для документов на пергамене особенно важно точное соблюдение температурно-влажностного режима хранения. Увеличение относительной влажности выше 70 % может вызвать гидролиз коллагена, сопровождающийся образованием желатина, что увеличивает возможность повреждения пергамена микроорганизмами. Снижение ниже 40 % приводит к появлению хрупкости, способствует короблению пергамена.
Изменения при старении, похожие на изменения документов на пергамене, происходят и с документами на коже, с кожаными переплетами. Для кожи характерны коробление, пересыхание, утрата блеска, изменение цвета.
В процессе хранения происходит старение фотодокументов. Идет деградация основы, наблюдается отслоение эмульсии, искажение изображения, пожелтение фотоотпечатка и негатива, появление трещин, разрывов. Многое зависит от свойств основы. Так, особенно быстро старятся документы на нитроцеллюлозной пленке, причем нитроцеллюлоза разлагается с выделением окислов азота, которые, вступая в реакцию с металлическим серебром, ускоряют повреждение изображения. Повреждение при хранении может возникнуть также в результате ошибок, сделанных во время обработки фотопленки, получении фотоотпечатков: старение выявит эти ошибки.
Процессы старения затрагивают состояние текста, чернил, краски. Причем повреждающийся текст, в свою очередь, повреждает основу. Наиболее часто встречаются выцветание текста, побурение и угасание железо-галловых чернил, сопровождающееся выпадением строчных мест (бумаги и пергамена под текстом), побурение и утрата участков бумаги под изменяющимся со временем красочным слоем — например, раскрашенных ярь-медянкой. Деформация бумаги, кожи, пергамена приводит к отставанию красочного слоя от основы.
Довольно часто можно встретить повреждения текста, вызванные не только и не столько естественным старением материалов документа, сколько нарушением технологии нанесения текста, например, неправильно выбранной скоростью нанесения печати или слишком большим количеством наносимой краски, а также использованием краски и чернил, изготовленных с нарушением технологии. В результате — появление ореола вокруг букв, переход текста на оборотную сторону листа и соседние листы и т. п.
Повышение температуры и относительной влажности воздуха, свет и загрязненный воздух даже при кратковременном воздействии повреждают документ. Резкие колебания температуры и относительной влажности воздуха вызывают деформацию документа, нарушение красочного слоя, способствуют повреждению плесневыми грибами.
Воздействие воды, например, при стихийных бедствиях, авариях водопроводной и канализационной сетей, приводит к вымыванию из бумаги проклеивающих веществ и, как правило, к потере ею механической прочности, появлению «вялости». Впитывая воду, бумага набухает. Толщина книжного блока увеличивается и происходит отрыв блока от переплета. Способность к набуханию у разной бумаги различна. Изготовленная до середины XIX в. бумага («тряпичная») сильно набу- хает и медленно сохнет, легко повреждается плесневыми грибами. Бумага более позднего времени, особенно с высоким содержанием древесной массы, набухает намного меньше, быстрее сохнет, медленнее плесневеет. В результате воздействия воды образуются затеки (иногда размываются загрязнения, имевшиеся на листах, иногда грязь «приходит» с водой, образуя серые, желтые затеки различной локализации). Кожа и пергамен деформируются, коробятся, происходящие изменения могут оказаться необратимыми.
Особую опасность представляет затопление для документов риска — документов с неводостойким текстом и на «линяющей» бумаге, документов на мелованной бумаге, сильно поврежденных документов. Неводостойкий текст размывается и может смыться совсем; «линяющая» бумага окрашивает соседние листы, часто «линяет» также материал форзаца и переплета; ранее поврежденные документы особенно уязвимы и могут оказаться полностью утраченными. Особенно опасно намокание для документов на мелованной бумаге. При подсыхании документа связующие вещества, содержащиеся в покровных слоях соседних листов, прочно соединят эти листы в единое целое, «сцементируют». Аналогичное повреждение, но связанное с гидролизом коллагеновых волокон и образованием желатина, иногда возникает при длительном намокании и несвоевременном высушивании пергамена. «Сцементирование» листов может быть также вызвано поражением плесневыми грибами.
При затоплении или сильном намокании повреждаются аудио- и видеоматериалы, фотографии, микроформы.
Во многих библиотеках каталоги и некоторые документы ламинированы. Ламинирование (например, полиэтиленовой пленкой или лавсановой с полиэтиленовым подслоем) защищает документы при кратковременном попадании на них воды, при перепадах относительной влажности воздуха. Вместе с тем если такой документ находился в воде длительное время и бумага под пленкой все-таки намокла (чему способствуют микротрещины в покрытии, свободные от пленки обрезы документа и т. п.), то документ может расслоиться. Кроме того, следует помнить, что сохнет ламинированный документ дольше, чем при отсутствии пленочного покрытия, и под пленкой может возникнуть поражение плесневыми грибами. Поэтому при затоплении фонда ламинированные документы необходимо скорее вынуть из воды.
Чем грозит документам пожар? Под действием огня происходят обугливание и деформация документа на бумаге, снижение механической прочности, образуются утраты. Иногда важен даже не только огонь в очаге горения, но и нагрев окружающей среды. Документы, ламинированные термопластичной пленкой, при температуре ее размягчения или плавления образуют единый конгломерат. Микроформы и аудиовизуальные документы могут быть повреждены или разрушены. Пленка на основе нитрата целлюлозы возгорается мгновенно, пленка на основе триацетата целлюлозы или лавсана также горит, но возгорается не сразу. Очень часто повреждающим фактором при пожаре является не столько огонь, сколько используемая при тушении пожара вода.
Воздействие света, например, при экспонировании документа, вызовет снижение прочности, пожелтение основы, выцветание текста и изображения, изменение цвета. Особенно уязвимы бумага, содержащая древесную массу, тексты, выполненные основными анилиновыми чернилами. Для документов любого вида особенно опасны ультрафиолетовые лучи.
Присутствие в воздухе окислов азота приводит к обесцвечиванию текста, изменению цвета бумаги. Чаще всего встречается повреждение, вызванное присутствием сернистого газа, который, соединяясь с влагой в воздухе и бумаге, образует серную кислоту. В этом случае появляется розоватое окрашивание, распространяющееся от краев листа к корешку. Бумага становится хрупкой, крошится. Наличие в воздухе частичек сажи, пыли загрязняет документ.
Утраты углов листа, иногда по всей толщине книги, как правило, являются результатом «деятельности» грызунов. Точечные черные пятна — так называемые «мушиные засиды», затейливые ходы, многочисленные мелкие отверстия — «работа» насекомых.
А люди? Увы! Следы неаккуратного обращения человека с книгой доходят до нас через долгие годы. Писец, склонившийся над рукописью в стенах монастыря, не заметил оставленных им на листе следов воска от свечи. В библиотеках, особенно там, где книги выдаются на дом, встречаются документы с пятнами самого разного происхождения — чернильными, жировыми. Читатель, сам того не замечая, листает книгу не очень чистыми пальцами, за ним другой, третий, и вот уже углы становятся черными. Резким движением перевернули или потянули лист — появились разрывы. Неправильно, за корешок сняли книгу с полки — в результате обрыв или даже утрата корешка. Слишком тесная расстановка книг, неправильная транспортировка, неправильное расположение документа при копировании приводят к деформации книжного блока и переплета, к механическим повреждениям.
Очень важно, чтобы лист долговечной бумаги при хранении не соприкасался с листом недолговечной, содержащей древесную массу; и противном случае первый окажется поврежденным: изменится цвет бумаги, ее прочность. При многократном и неосторожном перегибами и листа по местам сгибов может произойти отрыв части листа или разрыв. Особенно внимательно следует относиться к документам с клеевым бесшвейным скреплением листов: как правило, такие документы при частом неаккуратном употреблении распадаются на отдельные листы. А иногда читатели текст подчеркивают, листы вырывают, вырезают отдельные фрагменты.
К повреждениям, часто очень опасным и необратимым, приводят nu пытки реставрации документов людьми, которые к этому совсем не подготовлены, которые не имеют права заниматься реставрацией. Даже мелкий ремонт документов в массовых библиотеках должен выполнять человек, которого этому научили, например, в одном из реставрационных центров или подразделений реставрации. Очень серьезные повреждения может вызвать использование «липкой ленты», силикатного клея, конденсаторной бумаги и некоторых других материалов, не пригодных для использования при восстановлении и ремонте документов.
Короткий рассказ о возможных повреждениях документа не коснулся одного из самых главных, самых опасных повреждений — повреждения плесневыми грибами. Этому повреждению посвящены другие статьи настоящего издания.
Как же спасти, как предохранить от повреждения документы в библиотеках? Естественное старение можно замедлить. Для этого надо постараться создать документам щадящие условия жизни. Если не идеальные (для самых редких и ценных изданий хороши бы именно такие), то хотя бы нормативные. Необходимо выполнять профилактические меры, в том числе наблюдение за климатическим режимом, микологический и энтомологический надзор. Желательно ввести фазовую консервацию, используя для контейнеров бескислотный картон. Особенно внимательно надо относиться к документам приоритетной консервации, определяемым по следующим критериям: уникальность, культурно-историческая значимость, состояние, спрос. Оригинал ценного или значительно поврежденного документа при необходимости его экспозиции или выдачи читателю следует заменить копией, но копировать такой документ во избежание его повреждения можно только один раз (все последующие копии делаются с первой).
Замедлить старение помогает стабилизация документов (в частности нейтрализация кислотности бумаги). Очистка документа, упрочнение, восстановление формы — задачи реставрации. Все это возможно, но, во-первых, требуется определенная квалификация (и стабилизация, и реставрация — дело специалиста), во-вторых, необходимо помнить о целесообразности работы. Если документ в библиотеке не подлежит обязательному бессрочному хранению, то хранителю фондов, библиотекарю надо определить, как поступить, что выгоднее и доступнее для библиотеки — списать документ и приобрести новый экземпляр или реставрировать старый.
Обязательно в каждой библиотеке должен быть План действий на случай бедствия или аварии. Для его составления можно воспользоваться данными литературы и приложением к ГОСТ 7.50.
Список использованной литературы
ГОСТ 7.50-2002 СИБИД. Консервации документов. Общие требования. Введ. 2003-01-01 .Минск : Межгос. совет по стандартизации, метрологии и сертификации, 2002. 9 с.(Система стандартов по информации. Библиотечному и издательскому делу).
Блюмберг М. И.. Хранение, консервация и реставрация фотодокументов / Журн. науч. и прикл. фотографии и кинематографии. 1993. № 3, вып. 38. С. 41—48.
Бьюкенен С. А. Планирование мероприятий по обеспечению готовности к бедствиям и природным катастрофам и ликвидации их последствий в библиотеках и архивах : пер. с англ. М. : Рудомино, 1997. 71 с.
Добрусина С. А., Чернина Е. С. Научные основы консервации документов / РЫБ. СПб., 1993. 126 с.
Добрусина С. А., Чернина Е. С. Аварии в библиотеке — как спасать фонды // Материалы всерос. семинара «Проблемы безопасности библиотек и библиотечных фондов» / РНБ. СПб., 1997. С. 93—100.
Клементс Д. У. Д., Томас Д. Д. Руководство по бережному обращению фондами и организации обучающих курсов для технического персонала : пер. с англ. М. : Рудомино, 1997. 53 с.
Консервация и реставрация книг : метод, рекомендации / ВГБИЛ. М., 1987. 211 с.
< Кновные правила хранения и использования библиотечных фондов, разрабо
танные ИФЛА : пер с англ. / сост. и ред. Э. П. Эдкок. М. : Рудомино, 1999. 72 с.
< Кновные технологические процессы реставрации документов : учеб. посо
бие / РНБ. СПб., 2002. 65 с.
I (панирование действий на случай бедствия в вашей библиотеке : метод, руководство / РБА. СПб., 2000. 32 с.
Профилактика биоповреждений библиотечных материалов : метод, рекомендации / сост.: 3. П. Дворяшина, Н. В. Мантуровская ; ГБЛ. М.,1987. 18 с.
Ребрикова Н. Л., Мантуровская Н. В. Влияние технологии производства бумаги и условий ее хранения на появление фоксингов // В новый век с новыми технологиями : тез. докл. к III международной конференции, посвященной проблеме обеспечения сохранности памятников культуры,
16— 20 октября 2000 г., Санкт-Петербург / РНБ. СПб., 2000. С. 11—12. Рекомендации по сохранению документов в библиотеках высших учебных заведений Российской Федерации / сост. 3. П. Дворяшина ; под ред. В. 3. Гри- горьевой ; РГГУ. М., 1996. 17 с.
Реставрация документов на бумажных носителях : метод, пособие / ГАУ СМ СССР. М., 1989. 264 с.
< ксиастиану М., Уиффин Дж. И. Планирование действий в библиотеке на слу
чай аварийной ситуации : пер с англ. / РНБ. СПб., 1997. 14 с.
Е. С. Чернина